Методическая работа педагогов школы №5 г.Лысково Нижегородской области

Школьное методическое объединение учителей гуманитарного цикла

 

Историческая игра "Древний Египет"

 

Страна пирамид. Сценарий исторической игры

 по теме "Древний Египет" (5-й класс)

Интеллектуальная игра завершает изучение раздела “Древний Египет” в 5 классе. Предварительно (за 1-2 недели) учащиеся получают задания для подготовки команд.

Цели:

O  обобщить знания по истории Древнего Востока (тема “Древний Египет”);

O  углубить знания учащихся по мифологии Древнего Египта;

O  активизировать интерес к изучению истории;

O  воспитывать сотрудничество, взаимопомощь;

O  развивать творческую активность при подготовке и во время игры.

В игре принимают участие 3 команды по 6 человек (капитан и 5 игроков). Участники готовят название и девиз команды и, вместе с группой поддержки. Баллы, полученные болельщиками за правильные ответы в конкурсе для зрителей, прибавляются к баллам, заработанным командой.

Жюри и помощники ведущих выбираются из старшеклассников. Максимальное число баллов за правильный ответ объявляется перед каждым конкурсом.

Реквизит и оборудование, необходимые для проведения игры:

O  раздаточный материал для конкурсов № 1, 3;

O  две коробки, фигурка кошки, изображение египетского лотоса (для конкурса капитанов);

O  планшет с изображением пирамиды, на которую крепятся 16 карточек с номерами вопросов, репродукции памятников искусства Древнего Египта (для конкурса “Пирамида”);

O  жетоны, которые выдаются зрителям за правильные ответы;

O  таблица для подведения итогов каждого конкурса (заполняется жюри в течение игры);

O  грамоты и призы для награждения победителей.

Продолжительность игры: 65 минут:

План проведения:

Вступление – просмотр видеофильма «Древний Египет» - 4 минуты;

Представление команд – 5 минут;

Конкурс 1. Разминка – 5 минуты;

Конкурс 2 капитанов “Посылка из Египта” – 5 минут;

Конкурс 3 команд “Реставрация” и 4 болельщиков – 5 минут (оба конкурса проходят одновременно).

Конкурс 5 “Пирамида” – 10 минут.

Конкурс 6 «Галерея» – 10 минут.

Конкурс 7 «Веришь - не веришь» - 6 минут.

Конкурс 8 «Термины» - 5 минут.

Конкурс 9. «Турнир знатоков» - 3 минуты и кроссворд для болельщиков – 3 минуты.

Конкурс 10. «Дальше, дальше…» - 4 минуты.

Подведение итогов и награждение – 3 минуты.

Творческое задание «синквейн» (безоценочное)

Ход игры:

Уважаемые участники и зрители! Мы рады вас приветствовать на игре, посвященной Древнему Египту – стране, где строились пирамиды и правили великие фараоны, велись кровопролитные войны и создавались великолепные произведения искусства.

Представление жюри.

Представление команд.

По древнеегипетским верованиям, имя – Рен – является одной из человеческих душ. Прежде чем начать игру, команды должны представить нам свое Рен – название, а девиз в древнеегипетском стиле. Максимальное число баллов в конкурсе – 3.

Конкурс 1. Разминка.

Конкурс проходит в тестовой форме. Из трех вариантов ответа нужно выбрать один – верный – и отметить его на карточке. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

1. Назовите имя фараона, совершившего самые крупные завоевания? Тутмос III

2. Фараон, для которого построили самую большую пирамиду. Хеопс

3. Что такое сфинкс?  фантастическое существо с телом льва и головой человека или барана
4. Что такое бронза?  сплав меди и олова

5. Зачем стены гробницы египетского вельможи украшали надписями, рисунками и рельефами? верили, что все изображения чудесным образом оживут в загробном мире
6. Кто мог стать Носителем царских сандалий?  Вельможа

7. Как комплектовалась египетская армия? В египетскую армию зачисляли каждого десятого юношу

8. Где, по мнению древних египтян, находился разум человека?  в сердце

9. Зачем египтяне копали каналы? орошать удаленные от Нила поля

10. Назовите имя царицы, жены фараона Эхнатона, которая стала эталоном красоты. Нефертити

11. Назовите имя фараона, чью гробницу нашли археологи нетронутой. Тутанхамон

12. Почему у фараона Египта две короны? Объединение Северного и Южного Египта

Конкурс 2. Посылка из Египта.

Для участия в конкурсе приглашаются капитаны. Представьте, что вы правитель государства, желающего заключить мир с египетским фараоном. Из Египта вам присылают пестрый ящик с заключенным внутри священным объектом. Если вы угадаете, что находится в ящике, мирный договор вам обеспечен.

Вам будет сделано 5 подсказок. Чем меньше подсказок вы используете, тем выше окажется заработанный вами балл. В крайнем случае, капитан может попросить помощь команды. Минимальное количество баллов за конкурс – 1, максимальное – 5.

Подсказки первому капитану:

·         он был посвящен богине Исиде и ее супругу Осирису;

·         в его середине родился на свет бог Солнца;

·         его изображения украшали стены храмов и гробниц и капители колонн;

·         он бывает розового, белого и голубого цвета;

·         его цветок был эмблемой Верхнего Египта.

Ответ: лотос.

Подсказки второму капитану:

·         первыми их стали почитать земледельцы;

·         у них была своя богиня – доброе божество любви, веселья, музыки;

·         бог солнца Ра в трудной битве принял облик одного из них;

·         в XV веке до нашей эры фараон запретил держать их египтянам, оставив эту привилегию лишь за собой;

·         их древнеегипетское название – “миу”.

Ответ: кошка.

Конкурс 3. Реставрация.

В этом конкурсе командам предстоит проявить себя в роли художников и знатоков религии. Во время стихийного бедствия в египетских храмах оказались повреждены изображения богов. Какой ужас – у них не хватает лиц! Восстановите изображения и скажите, чьи головы были у богов, и какую роль выполняли эти боги? <Рисунок1>, <Рисунок2>, <Рисунок3>, <Рисунок4>. Каждая команда восстанавливает два изображения. Максимальное число баллов за конкурс – 4.

Ответы:

1.      Анубис – бог мертвых и бальзамирования. Изображался с головой шакала. <Рисунок5>

2.      Гор – сын Исиды и Осириса, бог восходящего солнца, божественный повелитель Египта. Изображался с головой сокола. <Рисунок6>.

3.      Себек – бог воды, обитавший в Ниле, покровитель крокодилов. Изображался с головой крокодила. <Рисунок7>

4.      Тот – бог мудрости, создатель древнеегипетской письменности. Чаще всего изображался с головой ибиса.<Рисунок8>

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конкурс 4. Игра со зрителями.

1.      Царь Древнего Египта (Фараон).

2.      Растение, из стеблей которого делали материал для письма (Папирус).

3.      Знак письменности Древнего Египта (Иероглиф).

4.      Гробница египетских фараонов (Пирамида).

5.      На каком материке находится Египет? (Африка).

6.      Столица Древнего Египетского царства (Мемфис).

7.      Место в пустыне, где есть растительность и вода (Оазис).

8.      Какому богу поклонялся фараон Эхнатон? (Атон).

9.      Бог Солнца древних египтян (Ра).

10.  Так звали древнеегипетского бога пустыни, врага Осириса. (Сет).

11.  Здание, где люди поклонялись богам (Храм).

12.  Древнеегипетский фараон, для которого построена самая большая пирамида (Хеопс).

13.  Египтяне называли его “отец ужаса”, его двадцатиметровая статуя с лицом фараона действительно внушала им страх (Сфинкс).

14.  Когда египтяне начинали строить гробницу – при жизни человека или после его смерти? (При жизни).

15.  Чем занимались древнеегипетские крестьяне в период разлива Нила? ( на строительстве пирамид).

16.  Какого цвета одежду чаще всего носили древние египтяне и почему? (Белого, чтобы спастись от палящих солнечных лучей).

17.  Вряд ли будет разумным носить два головных убора сразу, но один древний египтянин делал именно так. Что это за головные уборы? (Короны Верхнего и Нижнего Египта).

18.  Древние Египтяне называли свою страну Кеме. Название какой современной науки происходит от этого слова? (Химия).

19.  Почему египтяне называли свою страну даром Нила? (Почва в долине Нила очень плодородна и легка для обработки, потому что после разлива реки на полях оставался слой ила).

20.  Назовите священных животных Древнего Египта (кошка, бык, крокодил, ибис и т.д.)

Конкурс 5. Пирамида.

Перед вами находится пирамида, сложенная из 15 камней-вопросов, распределенных по категориям. Команды по очереди выбирают себе вопрос и отвечают на него. Не забывайте, что это конкурс-блиц, в котором дать ответ нужно как можно быстрее. За правильный ответ присуждается 1 балл.

Категория 1. Египетские женщины

Именно это было основным видом одежды у египетских женщин (платье)

Эта египетская женщина была женой египетского фараона Эхнатона ( Нефертити)

Эта египетская женщина была коронована как царь, а не как царица ( Хатшепсут)

Категория 2.Материалы и вещества

Из этого материала изготавливалось большинство оружия в Египте (бронза)

Именно на этом материале египтяне высекали рельефы (камень)

Из этого материала египтяне делали небольшие лодки, которые использовали для рыбной ловли (тростник-папирус)

Категория 3.Календари и система мер

Именно из такого количества дней состоял древнеегипетский год (365 дней)

Столько дней было в египетской неделе (10 дней)

Именно на столько часов древние египтяне разделили сутки (24 часа)

Категория 4.Письменность

Этот материал был основным материалом для письма, который использовали древние египтяне (папирус)

Эти значки египтяне называли «божественная речь» (иероглифы)

Именно эти цветом египтяне писали первое слово абзаца (красный)

Категория 5.Иной мир

Эти сооружения строили древнеегипетские цари для того, чтобы сохранить свои тела после смерти (пирамиды – гробницы)

Так называли гроб, в который клали тело умершего фараона (саркофаг)

На суде Осириса на одной чаше весов лежало сердце умершего, а на другой этот предмет (перо или статуэтку богини правды Маат)

Категория 6. Религия

Этот бог считался у египтян богом плодородия (Осирис)

этот бог был в Древнем Египте богом пустыни, бури и непогоды (Сет)

Эту богиню – покровительницу женщин и красоты, египтяне изображали в виде черной кошки (Бастет)

Категория 7. Военное дело

Из этих двух родов войск состояло древнеегипетское войско (пехота и колесничное войско)

Именно он был главнокомандующим египетской армии (фараон)

Именно таким путем сначала формировалась древнеегипетская армия (набором одного из 10 мужчин)

Категория 8. Образование и искусство

Именно в это сворачивали длинные книги из папируса (свиток)

Большинство юношей в Древнем Египте стремились получить именно эту профессию (писец)

Именно таким образом, согласно правилам древнеегипетского искусства, требовалось изображать на рисунках лицо человека (в профиль, т.е. боком)

Категория 9. География

На этом материке находится Египет (Африка)

Этот город был столицей единого египетского государства (Мемфис)

Недалеко от этого города солдатами Наполеона Бонапарта был найден знаменитый трехъязычный камень, при помощи которого Франсуа Шампольон разгадал тайну египетских иероглифов (город Розетт – Розетттский камень)

Категория 10. Цифры

Именно такое число человек помещалось на древнеегипетской колеснице (2)

Именно такое число порогов находится на Ниле (6)

Именно такое количество ворот вело в царство мертвых (12)

Категория 11. Животные и боги

В образе этого животного древние египтяне изображали небо и богиню неба Нут (корова)

Бог мертвых Анубис изображался древними египтянами в виде человека с головой этого животного (шакала)

Бог воды Себек изображался древними египтянами в виде человека с головой этого животного (крокодила) или (…)

Категория 12. Фараоны

Пирамида этого фараона известна как одно из чудес света (Хеопса)

Этот фараон прославился как великий завоеватель, именно он во II тыс.до н.э. совершил ряд завоевательных походов в Нубию, Сирию, Ливию и др. страны (Тутмос III)

Этот фараон прославился тем, что именно его гробницу английский археолог Говард картер нашел абсолютно нетронутой (Тутанхамона)

Категория 13.Нил

Именно это приносил ежегодно на египетскую землю Нил в период паводка (ил)

Эти сооружения строили египтяне для того, чтобы задержать воду на полях (каналы)

Именно так называется место в долине Нила, где строились гробницы фараонов (долина царей)

Категория 14. Администрация

Так называли людей, которые вели записи (писец)

Так называли людей, которые служили богу в храмах (жрецы)

Так называли людей, которые разносили вести во все уголки страны (вестники)

Категория 15. Коротко о разном.

Самая престижная профессия в Древнем Египте (Писцы).

Это учреждение древние египтяне называли “Дом папируса”. (Библиотека).

16. Приспособление, с помощью которого египтяне поднимали воду из каналов на высоко расположенные поля. (Шадуф).

 

Конкурс 6. Галерея. Кто это? Что это?

 

1. Имя древнеегипетской царицы. (Нефертити).

 

2. Имя владельца драгоценной маски (Тутанхамон).

 

3. Символы власти фараона: жезл и плеть

4. Фрески на стене гробницы: подготовка к смерти

5. Статуэтка писца

6. Саркофаг

Конкурс 7.  «Веришь – не веришь»

Условия конкурса : Нужно согласиться или нет с данным выражением и обосновать свой ответ. Задание раздается на карточках, обсуждается в группе. Отвечает 1 человек от группы. За правильный ответ – 1 балл  Вопросы:

1. Верите ли вы, что древние египтяне вытесывали из камня большие статуи богов и делали фигурки из бронзы или глины. Они полагали, будто бог вселяется в изображение и слышит всё, что говорят люди. (Да)

2. Верите ли вы, что древние египтяне, поклонялись животным – птицам, змеям, кошкам. И  случае их смерти проводили обряд их захоронения. (да)

3. Верите ли вы, что когда умирала богиня Бастет – покровительница женщин и их красоты, её тело сжигали в своих печах, местные жители. (Нет)

Конкурс 8. « Термины»

Условия конкурса: Называется значение термина, а команды на листочке записывают ответ (1 балл)

1. Всесильный владыка Египта (Фараон).

2. Мелкие предметы, которые, по мнению египтян, защищают от злых духов (амулет).

3. Вырезанная из камня фигура льва с головой человека (Сфинкс).

4. Египетская гробница (Саркофаг).

5. Страна, которая располагалась на берегах Нила от первого порога до Средиземного моря (Египет).

6. Служители бога (Жрецы).

7. Сказание о богах (Миф).

8. Первое из чудес света (Пирамида).

9. Столица древнего Египта (Мемфис).

10. Высокий тростник в Египте, из которого делали материал для письма (Папирус).

11. Вера в сверхъестественное (Религия).

12. Сбор в пользу государства (Налоги).

13. Река протекающая в Египте (Нил).

14. Как называется наука, изучающая вещественные памятники истории? (Археология).

15. Наука о развитие человеческого общества (История).

Конкурс 9. «Турнир знатоков».

Попробуйте за минуту ответить на следующие вопросы: 1. Подумайте и объясните, почему у древних арабов и персов отсутствует изображение кошек, а у египтян их изображение встречается часто. 2. Докажите, что титул первых правителей Древнего Египта – «верховный начальник канала» - точно отражал их основное назначение. 3. Известно, что египтяне очень мало употребляли в пищу мяса. Укажите не менее трёх причин этого факта. Какие три продукта были для них основными. 4. Объясните, почему сфинкс назывался древними египтянами «Отцом страха» 5. В Древнем Египте не знали денег. Расчёт с работниками осуществляли продуктами. Были ли в Древнем Египте рынки? Ответ обоснуйте. 6. Неоднородность общества, множество богов – всё это указывает на глубокие различия в интересах. Почему египтяне, несмотря на это, признавали всеобъемлющую власть фараона?

  Конкурс 10. «Дальше, дальше…» Команда должна за минуту ответить на, как можно, большее количество вопросов. Если не знаете, то говорите: «Дальше», и мы переходим к следующему вопросу. 1.Какую страну именовали «даром Нила» (Египет)

2. Столицей Египта в период его расцветы был город (Фивы)

 3. Какой фараон построил первую великую ступенчатую пирамиду (Джосер)

 4.Богом умирающей и воскресающей природы в Древнем Египте почитался (Осирис)

5. Основным занятием египтян было (земледелие)

 6. Правителей Древнего Египта называли (фараон)

 7.Символами царской власти считались (скипетр и кнут)

8.Основную силу египетского войска составляли (боевые колесницы)

 9.Фараон, чья пирамида дошла до нас почти не разграбленной (Тутанхомон)

10.Верховным богом египтян был (Амон-Ра)

11. Человек, сумевший расшифровать иероглифы (Шампольон)

12. Мифическое существо, с телом льва и головой человека (сфинкс)

13. Кого в Египте считали живым богом на земле (фараона)

14. Свирепый змей, бог тьмы (Апоп)

15. священный крокодил (Себек)

16. Фигурки слуг из глины (ушебти)

17. Метал, изкоторого изготовлялись наконечники копий, клинки, лезвия топоров (бронза)

18.Материал для письма (папирус)

19. Платежи в пользу государства (налоги)

20. Царь какого царства образовал единый Египет (Южного)

 21. Месяц, когда в Египте начинался разлив (июль)

 22. Частицы полусгнивших растений, микроорганизмов, красноватых горных пород (ил)

23. Страна, захваченная Египтом, откуда они брали много золота (Нубия)

24. Какого бога египтяне изображали с маленькими злыми глазами и рыжими волосами (Сета)

25. Сколько примерно иероглифов для письма использовали египтяне (около750)

  

Текст с ошибками.

Молодой фараон Тутмес  III, вскочив на коня, поскакал осматривать строительство своей пирамиды. Его приближенные ехали на верблюдах. Владыку Египта сопровождали послы от Вавилонского царя Хаммурапи, а также из страны Урарту и из государств хеттов. Ярко блестели стальные мечи греков – наемных телохранителей фараона. Руководитель строительства Птахотеп, верховный жрец бога Атона, рассказал царю о ходе работ и пожаловался, что не хватает рабов для обжига кирпичей, - иначе стройка шла бы гораздо быстрее. Фараон сказал, что скоро он отправится воевать с ассирийцами приведет много новых рабов. Тогда стройка быстро закончится и гробница Тутмеса превзойдет высотой гробницы его великих предков – Джосера и Хеопса. Фундамент пирамиды в этот раз сделали достаточно глубоким, так что она не утонет в песке, как случилось с гробницей невезучего фараона Эхнатона.

Тутмес  III похвалил верного слугу за хорошую работу. Он обещал Птахотепу, что после успешного окончания великой стройки ему будет позволено носить шелковую юбку вместо обысной хлопковой и воздвигнуть свою гробницу рядом с пирамидой царя за государственный счет. «Слава Великому Дому – будь он жив, здоров, силен! Да не иссякнет милость богинь Маат и Иштар к их любимцу – Владыке Обеих Земель!» - закричал обрадованный зодчий.  

Подведение итогов и награждение.

 1 место - команда 5 А класса, 2 место - команда 5 Б класса, 3 место - команда 5 В класса 

Дата последнего обновления страницы 04.02.2019
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»