Методическая работа педагогов школы №5 г.Лысково Нижегородской области

Школьное методическое объединение учителей гуманитарного цикла

 

Лысковский электротехнический завод

 История Лысковского электротехнического завода началась в тяжелый для России первый год Великой Отечественной войны. Накануне войны советское правительство вело тактические переговоры с Германией, но одновременно готовилось к войне, считая её неизбежной. Автомобилестроение являлось одной из главнейших составных частей плана индустриализации России. Победить отсталость можно было, лишь  имея быстрые колеса, мощь десятков лошадиных сил, сосредоточенную в моторе и позволяющую надёжно перемещать любые грузы по необъятным просторам России. Именно поэтому с таким энтузиазмом, такими невиданными темпами и возводился в Нижнем Новгороде (тогда ещё Горьком) автомобильный гигант, который вступил в строй действующих 1 января 1932 года. А уже 29 января 1932 года заводской гудок возвестил о рождении первого грузового автомобиля ГАЗ-АА - знаменитой "полуторки". За оставшиеся дни января собрали 25 машин, и в декабре этого же года их сошло с главного конвейера уже 1560!

  6 декабря 1932 года были собраны первые легковые автомобили ГАЗ-А, ещё являвшиеся копией американских "фордов". В марте 1936 года с конвейера сошли первые легковушки собственной конструкции - М-1 ("эмки").

  Автомобилестроение во всем мире, и у нас в том числе, основано на широкой кооперации специализированных предприятий-поставщиков. На ГАЗе изготавливали чуть больше половины наименований узлов и деталей, остальное для сборки машин поступало со стороны, с предприятий, определенных Наркоматом автомобилестроения. Широкая сеть смежных производств была создана в стране одновременно с головными предприятиями. Через некоторе время после начала войны оказались занятыми огромные территории Европейской части страны, поэтому началась срочная эвакуация сотен промышленных предприятий и смежников автомобильного производства.

  Ленинградский завод электротехнических изделий своевременно начал эвакуацию на Урал, в Пермскую область. Планировали развернуть производство на новом месте и выпускать для ГАЗа автомобильную аппаратуру и арматуру, определенную ему как смежнику. Через Ладожское озеро, по Волго-Балтийскому каналу, Рыбинскому водохранилищу плыла большая баржа с заводскими станками, оборудованием, оснасткой.

  Этот водный путь от Невы до Камы был очень длинным и занял гораздо больше условно отведенного на то времени. Баржа не была самоходной, зависела от работы буксиров, у которых между тем возникали свои проблемы. Надо было пройти много волжских шлюзов, обойти перекаты, не сесть на мели. К тому же плыли осенью, ранняя стужа предрекала суровую зиму, и как ни торопились матросы буксиров и баржи, ускорить путь они не смогли. Ледостав на Волге в Горьковской области заставил баржу зазимовать напротив старинного города Лысково.

  Требовалось принять новое решение. Горьковский автозавод, где производство с начала войны было поставлено на военные рельсы, каждый день выпускал десятки грузовиков ГАЗ-АА и ГАЗ-ААА. Пусть "полуторки" и "трёхоски" были с деревянными кабинами и подножками (стали не хватало), а крылья для машин делали из кровельного железа - на фронтах их ждали и любили за за выносливость и неприхотливость. Кроме грузовиков, автозавод направлял на фронт легковые ГАЗ-64, которые могли буксировать легкие пушки; легкие танки Т-60, бронемашины, самоходные установки. На всех этих средствах передвижения устанавливались бензиновые двигатели внутреннего сгорания. Значит, в качестве комплектующих нужны были и стартеры, и генераторы, и бобины, и распределители зажигания, и свечи, и реле-регуляторы, и звуковые сигналы, и фары, и типовой набор проводов. Без надежно работающего электрооборудования любой двигатель являлся лишь грудой металла...

  Автозавод срочно нуждался в продукции станков, находящихся на вмерзшей в волжский лед барже из Ленинграда.

  На юго-западной окраине Лыскова, на пустыре, продуваемом всеми ветрами, стояло двухэтажное каменное здание. Здесь, на знаменитом Сибирском тракте, до революции была царская пересыльная тюрьма. В годы коллективизации в её корпусах размещались механические мастерские по ремонту сельскохозяйственных машин. Затем открыли небольшой весовой завод.

  Директор завода Николай Федорович Малов в сентябре 1941 года был вызван в Москву. Этот вызов связывался с новыми задачами, возлагаемыми на его тыловое предприятие.

  Приказ Наркомата среднего машиностроения Союза ССР № 569 от 5 октября 1941 года гласил, что весозавод им. Кирова, находящийся в городе Лысково Горьковской области, включался в число действующих предприятий Главсмежпрома НКСМ, теперь еме присваивалось новое наименование: Лысковский электротехнический завод. Наркомат дал разрешение на использование оборудования с застрявшей эвакуационной баржи, поскольку теперь в Лысково должны были производить тот  ассортимент комплектующих автомобильных электротехнических изделий, которые до войны выпускали ленинградцы.

  В наркомате Малову предложили перечень электроарматуры, которую ждали в Горьком на автомобильном заводе как комплектующие первой очереди. В этом списке были автомобильные сигналы, выключатели стартера, замки зажигания, предохранители, их держатели, контактные пластины на свечу и и на массу, хомутики, наконечники проводов и другое.

  Новый завод-смежник Горьковского автозавода заработал на волжском берегу, всего в ста километрах от областного центра. С этого момента история города Лыскова напрямую связана с ростом и реконструкциями ЛЭТЗ.   

          

Старые фото. Лысковский электротехнический завод

 

Старые фото. Один из цехов ЛЭТЗ

 

Старые фото. Дом Культуры ЛЭТЗ

 

Старые фото. Памятник погибшим воинам ЛЭТЗ

 

Аллея Славы. Герои Советского Союза-лысковчане  

 

Старые фото. Улица 1-ая Заводская

   Зимой 1941-42 годов металлообрабатывающие станки с застрявшей баржи удалось вывезти и установить на территории завода, пока под открытым небом. Настоящим подарком производству были 60 электромоторов с той же баржи. Под эти электромоторы приобрели дизель. С его помощью оборудовали первую заводскую электростанцию.

  В 1943 году из запасенного оборудования смонтировали и пустили в эксплуатацию три пресса, шесть станков-автоматов, токарно-револьверный, горизонтально-фрезерный, токарно-винторезный станки, шлифовально-фрезерный барабан, четыре настольно-сверлильных станка, динамо-машину для зарядки аккумуляторов. Впоследствии из города Куйбышева, с завода КАТЭК, передали французский станок-автомат "Кютта", затем автомат "Индекс-12". 

  Была освоена бескислотная пайка, горячее травление и промывка деталей, продумана организация технического контроля изготовления и сборки деталей. В течение года завод освоил и сделал серийный выпуск таких новых видов электротехнических изделий, как держатель предохранителя, кнопка гудка, танковая антенна, замок зажигания, вентилятор для газогенераторных установок. Трудно осваивалось производство автомобильного сигнала, образец которого вывез с Горьковского автозавода  Н.Ф. Малов. Технология сборки первых сигналов была несовершенной, а трудоёмкость большой. Преобладали ручные операции. Завод нуждался в квалифицированных кадрах, а в сборочном цехе работала одна молодежь, в основном девушки и подростки.

   На заводе были рады инженерам любых специальностей, эвакуированным из Москвы и Ленинграда. Постепенно и план стали выполнять. Большой победой коллектива в 1942 году стала первая большая партия автомобильных сигналов - наиболее сложной и точной продукции предприятия. Несмотря на трудности снабжения всем необходимым, планы завод выполнял успешно, и в самое трудное время, в 1943 году, в разгар войны, за освоение и выпуск продукции для фронта коллективу завода была присуждена третья премия во Всесоюзном соревновании заводов Наркомата среднего машиностроения.

   5 октября 1944 года произошел страшный пожар, уничтоживший огнем главный производственный корпус с цехами: прессовым, механическим, инструментальным, ДОЦ, сборочным, цехом покрытия, электростанцию, парокотельную, главную контору. В связи с этим производственная деятельность была временно приостановлена. В течение всего червертого квартала 1944 года завод восстанавливался и отстраивался заново. В восстановленных после пожара помещениях цехов оборудование располагалось по-новому. Это делалось с учетом поточных методов производства в будущем и новым распределением изготавливаемых изделий между цехами.

  В течение года шло соцсоревнование между цехами, бригадами, отдельными рабочими. Внутризаводское переходящее Красное знамя держали литейный цех, затем прессовый, потом сборочный. В течение полугодия 1945 года восстанавливались сгоревшие цеха, делались кирпичные пристрои к зданию бывшей царской тюрьмы. К концу 1 квартала в цехах была установлена большая часть оборудования для выпуска электротехнических изделий. В срок, определенный правительством - к 1 мая 1945 года - полностью восстановили завод. Это была своя маленькая победа на фоне Великой Победы, которую  9 мая 1945 года отмечали лысковчане вместе со всей страной.

 

 

 

Административное здание ЛЭТЗ

 

Парк Победы ЛЭТЗ

Источник: Горюнов В., Жуков А. Мы - электрозаводцы: 1941-2001. - Н.Новгород: Изд-во "Штрих", 2001. - 160 с.
Дата последнего обновления страницы 04.02.2019
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»