Методическая работа педагогов школы №5 г.Лысково Нижегородской области

Школьное методическое объединение учителей гуманитарного цикла

 

Игра "Мифы Древней Греции"

 

Методическая разработка внеклассного мероприятия

Игра-конкурс «Мифы Древней Греции»

 

Глубокое проникновение в культуру прошлого

 и культуры других народов сближает времена и страны

 (Д.С. Лихачёв)

Краткая аннотация разработки

 

O Данная игра предназначена для систематизации знаний учащихся по мифам Древней Греции, выявления уровня знания и понимания текста. Форма игры помогает активизировать интеллектуальную деятельность учащихся, развивает умение логически мыслить и убедительно строить свои рассуждения.

 

Предметное направление, возрастная группа (класс)

 

O История древнего мира; 5 класс

 

Цель мероприятия

 

O систематизация знаний, усиление положительной мотивации обучения.

 

Задачи мероприятия

 

O образовательные: активизация интеллектуальной деятельности учащихся через использование формы игры;

O развивающие: развитие умения логически мыслить и убедительно строить свои рассуждения; развитие навыка работы в творческих группах;

O воспитательные: воспитание интереса к мировой истории.

 

План проведения мероприятия

 

1.     Видеосюжет.

2.     Вступительное слово ведущего.

3.     Конкурс 1. Представление команд.

4.     Конкурс 2. «Блиц-игра».

5.     Конкурс 3. «Мифические животные».

6.     Конкурс 4. «Подбери пару герою мифа».

7.     Конкурс 5.Конкурс капитанов.

8.     Конкурс 6. «Весь мир театр».

9.     Конкурс 7. Конкурс для болельщиков.

10.                       Конкурс 8. «Фразеология».

11.                       Подведение итогов. Награждение победителей и участников игры.

 

Форма мероприятия

 

Историческая игра

 

Разработчик: учитель истории Ковалёва Н.А.

Ход мероприятия

 

 

1. Видеосюжет «Легенды и мифы Древней Греции»

2. Ведущий: Здравствуйте, уважаемые зрители и участники конкурса. Мы посвящаем эту игру греческой мифологии. Древние греки были деятельным энергичным народом! Не боялись познавать окружающий мир. Свои знания они облекали в форму мифа. Мифы Древней Греции легли в основу общеевропейской культуры. Начиная с эпохи Возрождения писатели, художники и скульпторы заимствовали для своих сюжетов мотивы из сказаний и легенд Древней Греции. Греческая мифология проникла и в русскую литературу. Достаточно вспомнить стихи Пушкина, Жуковского, Лермонтова. Образы из мифов глубоко проникли в мысли современного человека. Действительно и сейчас могучий человек называется Гераклом (Геркулесом), смелая и решительная женщина - Амазонкой, красивый мужчина – Аполлоном, а красавица – Афродитой. Много выражений современные люди используют, даже не зная, что своими корнями они уходят в образы греческой мифологии. Например, выражение «панический страх» происходит от имени бога Пана, который имел очень причудливую внешность, способную испугать. В современном языке существует выражение «строить химеры» т.е. предаваться несбыточной мечте. Химера – чудище с головой льва, туловищем коза и хвостом змеи.

        Итак, я вижу, что ребята 3-х команд хотят участвовать в конкурсе.

Представьтесь, пожалуйста! Поприветствуйте команды! Болельщики выражаю аплодисментами мнения. Жюри, счетная комиссия.

3.Конкурс «Представление команд»

4. «Блиц-игра»

Каждая команда по очереди отвечает на 5 вопросов блиц-игры (1 ответ-1 балл) См. презентация

5.Конкурс «Мифические животные»

(Командам по очереди задается вопрос, если нет ответа, отвечает другая команда, 1 балл за правильный ответ)

Команда 1. Дикие существа, полулюди-полукони, обитатели гор и лесов. (Кентавры).

Команда 2. Туловище этого чудовища впереди львиное, в середине – козье, сзади - змеиное; три головы: льва, козы, змеи – изрыгающие из пасти пламя. (Химера)

Команда 3. Чудовище с крыльями птицы, клювом орла и телом льва. (Грифон)

Команда 1. Страж Аида, трехголовый пес со змеиным хвостом. (Кербер или Цербер).

Команда 2. Чудовище с лицом и грудью женщины, телом льва и крыльями птицы. В наказание послала Гера на Фивы. Сидело около города и задавало загадку: «Кто утром ходит на 4-х ногах, днем на двух, вечером на трех?» Не сумевшего ответить – душило. (Сфинкс). Отгадайте загадку: ребенок, взрослый, старик. (Человек)

Команда 3. Полуженщины-полуптицы с божественными голосами. Живут на скалистом острове, завлекают своими голосами мореходов, потом убивают и пожирают. (Сирены)

6. Конкурс «Подбери пару герою мифа»

(От каждой команды по 1 представителю, сколько правильных пар – столько баллов, мах -6 баллов.)

 Орфей – Эвридика, Зевс – Гера, Аид – Персефона, Аполлон – Дафна, Арес – Афродита, Пигмалион – Галатея.

7. Конкурс капитанов

Капитаны по очереди называют богов Олимпа (Команда не может подсказывать. 5 баллов)

8. Конкурс «Весь мир театр»

 В каждой команде есть настоящие артисты, они должны показать сценку-миф, а задача их команд – узнать героев и миф.

Будьте внимательны!

Сценка для 1-ой команды «Нарцисс и эхо»

        От имени этого героя произошло не только название цветка, но еще и психологический термин «нарциссизм», означающий чрезмерную, даже болезненную самовлюбленность и черствость к окружающим. Если кто слишком часто смотрится в зеркало и постоянно говорит о своей неописуемой красоте, тот страдает нарциссизмом. У нас таких нет.

Сценка для 2-ой команды «Суд Париса»

        Узнайте героя, который разрешил спор 3-х богинь, как называли тот предмет, из-за которого разгорелся спор?

Современное значение, когда мы так говорим: яблоко раздора – повод, причина ссоры, споров, серьезных разногласий.

Богини – женщины.

Сценка для 3-ой команды «Поединок Гектора и Ахиллеса»

Вопросы после сценок. (10 баллов)

9. Конкурс для болельщиков

Блиц-конкурс: болельщики каждой команды по очереди отвечают на вопросы, вопрос может переходить, баллы, заработанные болельщиками, приписываются команде

1. Кто такие эллины? (Древние греки.)

2.  Как зовут верховного бога? (Зевс – бог грома и молнии.)

3. Какое место избрали боги для своего пребывания? (Гору Олимп.)

4. Кто такие кентавры? (Мифологические существа, получеловек-полулошадь.)

5. Кем был Геракл? (Сыном Зевса и смертной женщины Алкмены.)

6. Что означает имя Геракл? (Сначала Геракла звали Алкидом, но после того как Геракл убил собственных детей в порыве безумства, которое наслала на него Гера, оракул велел носить ему имя Геракл, т.е. «прославленный Герой» или «благодаря Гере».)

7. В чём заключалась служба Геракла? (12 подвигов за 10 лет.)

8. Что обещали боги Гераклу за успешную службу? (Бессмертие.)

9. Чем была хороша шкура немейского льва? (Она была неуязвима для стрел.)

10. Каким образом Геракл победил немейского льва? (Задушил его.)

11. Какое болотное чудище должен был убить Геракл? (Лернейскую гидру.)

12. С помощью какого подарка Афины Геракл одержал победу над стимфалийскими птицами? (Трещотки помогли спугнуть птиц.)

13. Кто опустошал леса в окрестностях Марафона? (Критский бык.)

14. Сколько времени преследовал Геракл киренейскую лань? (Больше года.)

15. Чем была необычна лань? (У неё были золотые рога и медные копыта.)

16. Чей пояс должен был принести Геракл и кому? (Пояс царицы амазонок Ипполиты, дочери Эврисфея Адмете.)

17. С помощью какого явления природы Геракл победил эриманфского вепря? (Геракл загнал вепря в глубокий снег.)

18. Назовите имя владельца коней-людоедов. (Диомед.)

19. Как называется река, около которой отдыхал Геракл в мифе о стаде Гериона? (Река Эридан.) 20. Назовите имя пастуха, пасшего стадо Гериона? (Эвритион.)

21. Что обозначает выражение «авгиевы конюшни»? (Так говорится о месте, в котором давно не убирались и которое от этого стало очень грязным, так что привести в порядок очень трудно.)

22.  Кто учредил Олимпийские игры? (Геракл.)

23. Кто правил царством мёртвых? (Аид – бог подземного царства.)

24. Кто стоял на страже Аида? (Ужасный пёс Кербер /Цербер.)

25. Какой подвиг был самым трудным? (12-й – яблоки Гесперид.)

26. Когда Антей получал великую силу? (Когда прикасался к земле, т.к. был сыном богини земли Геи.)

27.  Как звали держащего небесный свод? (Атлас.)

28. Кто принёс Гераклу яблоки Гесперид? (Атлас.)

29. Как называлась река забвения? (Лета)

30.Назовите имя перевозчика теней через неё. (Перевозчик Харон.)

10. Конкурс «Фразеология»

Командам дается задание на листках, где записаны фразелогизмы, появившиеся благодаря мифам Древней Греции. Задача: объяснить значение фразеологизма и рассказать историю его возникновения, вспомнить ещё 1-2 фразеологизма (2 балла за объяснение, 2 балла за историю фразеологизма, дополнительные 2 балла за свои фразеологизмы)

Команда 1. Сизифов труд, авгиевы конюшни, прокрустово ложе, ящик Пандоры, Дамоклов меч, между Сциллой и Харибдой

Команда 2. Танталовы муки, нить Ариадны, Ахиллесова пята, кануть в Лету, нектар и амброзия, объятия Морфея

Команда 3. Яблоко раздора, троянский конь, олимпийское спокойствие, работа Пенелопы,   панический страх, Прометеев огонь            

 

 

 

ФИНАЛ

        Пока счетная комиссия подводит итоги, вопросы для зрителей:

        Все знают, что полноправный властитель на Олимпе – Зевс. Представим себе такую невероятную ситуацию: Зевс сложил с себя полномочия правителя, демократия, объявлены президентские выборы. Один из кандидатов на пост президента – Геракл. Вам придется дать интервью от его имени, ответив на несколько вопросов. Каждый из игроков выходит к доске со своим рекламным плакатом.

O    Вы один из самых могучих героев. Рассказывают, еще будучи младенцем, вы поразили всех, обнаружив недюжинную силу. Как это было? (В 8 месяцев задушил двух змей, подосланных Герой)

O    Какая награда ожидала вас за совершенные подвиги. (Бессмертие на Олимпе).

O    Первое ваше дело, поступок, преобразования, которые вы сделали бы для богов и людей.

11. Подведение итогов и награждение.

Пора подводить итоги. Все команды были хороши, показали хорошее знание мифов, но победителем стала команда………. Поздравляю всех участников с победой! Звучит греческая музыка.

 

 

Используемая литература

1.     Елманова Н.С., Савичева Е.М. Энциклопедический словарь юного историка. – М., 1994.

2.     Кун Н.А.  Легенды и мифы Древней Греции. – М., 1994. –с.  445 

  

 

Дата последнего обновления страницы 04.02.2019
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»