| ||||||||||||||||||||
|
| |||||||||||||||||||
Разработка Правовая игра "Права человека. Знать, чтобы соблюдать"Правовая игра к Неделе профилактики правонарушений "Права человека. Знать, чтобы соблюдать" Автор разработки: учитель истории и обществознания Ковалева Н.А. Цель: знакомство учащихся с основными правами и обязанностями граждан и принципами, которые лежат в их основе, группами гражданских прав, формирование у обучающихся правовых компетенций, обеспечивающих успешность в обществе, способностей к анализу правовых ситуаций, способностей строить собственное поведение в рамках имеющихся прав, свобод, обязанностей; воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства, дисциплинированности, уважения к правам и свободам человека, демократическим правовым ценностям. Задачи: O закрепление знаний Конвенции о правах ребенка, Декларации прав человека, Конституции РФ; O развитие умения отстаивать свои права; O воспитание чувства ответственности; O развитие логического мышления. O развитие у учащихся социальной активности и интереса к праву; O умение анализировать свои поступки с точки зрения правового статуса человека, O умение применять знание прав и обязанностей на практике. Участники: учащиеся 7-8 классов. Оборудование: O три больших стола, стулья; O мультимедийное оборудование: ПК, проектор, экран; O презентация по материалам правовой игры; O раздаточные материалы для работы команд; O листы работы жюри. Оформление: книжная выставка “Права и обязанности” Реквизит: O карточки и таблички с названием команд, O карточки с заданиями, O ручки, O тексты с правами и обязанностями Ход игры: Слово ведущего: Добрый день, участники и гости нашей игры! Сегодня мы собрались, чтобы ещё раз поговорить и проверить, знаем ли мы свои права и законы нашего государства. На протяжении многих столетий люди мечтали об обществе без войн и распрей, но пока это желание остается недостижимым. Однако человечество выработало общеобязательные правила поведения и установило законы, которые позволяют поддерживать порядок в обществе, помогают людям обрести свободу и узаконить свои права. - Что такое право? (Система правил поведения и общеобязательных норм, которые регулируют поведение людей и отношения между ними) - Кто следит за выполнением этих правил? (Государство) Еще древние мыслители и философы доказывали важность и ценность свободы человека и обязанность государства защищать наши права. Но вопрос о том, как это сделать лучше, оставался открытым. Права человека естественны. Все люди рождаются свободными и равными. Сам факт рождения человека наделяет его правами. Недаром говорят, что источник прав человека – сам человек. Права человека неотъемлемы, неотчуждаемы. Это значит, что их нельзя утратить. Их нельзя отнять, они не покупаются и не продаются. Человек не может взять на себя обязательство не осуществлять свои права. Государство не вправе отобрать или ограничить конституционные права человека без веских причин. Права человека неделимы. Каждый человек обладает всей совокупностью прав. Права взаимозависимы и взаимосвязаны. Они универсальны, то есть, применимы к людям во всем мире, причем без ограничений во времени. Ребята, кто из вас знает, когда и где возникли первые законы, защищающие права человека? Первый документ по правам человека появился в 1215 г. под названием “Великая хартия вольностей”. Этот документ обеспечивал права английских феодалов. Следующий документ появился в 1776 г. в Америке – “Декларация независимости”, в 1789 г. появляется французская “Декларация прав человека и гражданина”. Все эти документы хоть и отличаются между собой, но все они защищали права человека на жизнь, свободу и счастье. После Второй мировой войны люди осознали необходимость совместных усилий при защите прав человека. В 1945 году была образована ООН (Организация Объединенных Наций). 10 декабря 1948 года в Париже на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН была принята Декларация, которая определила базовые права человека. Этот небольшой по объему документ (всего 30 статей) стал гимном человеку, его достоинству и самоценности. Он содержит не только перечень основных прав и политических свобод человека, но и перечень так называемых социально-экономических и культурных прав. Очень тесно связана с “Всеобщей декларацией прав человека” “Конвенция о правах ребенка”. - Что это за документ? (Базовый документ по защите прав детей во всем мире). В отличие от “Всеобщей декларации прав человека”, которая лишь рекомендует и провозглашает права человека, “Конвенция о правах ребенка” принятая в 1989 г. требует обязательного выполнения прав всех детей. В “Конвенции о правах ребенка” сформулированы права всех детей независимо от их национальности, цвета кожи, пола, религии. Какие ещё документы вы знаете, где говорится о ваших правах и обязанностях. (Конституция РФ, Семейный кодекс). В этих документах записаны все основные права и обязанности человека. И если вы знаете эти законы, то всегда сумеете отстоять своё право и не нарушить права другого. Сегодня наша игра посвящена теме "Права человека. Знать, чтобы соблюдать". Итак, команды сформированы и готовы к игре, теперь необходимо выбрать капитана команды, название и девиз. Запишите название команды на карточки, которые стоят на ваших столах. Уважаемое жюри, ознакомьтесь с протоколом игры и правилами его заполнения. (Приложение 8) Итак, представление команд. Команды оглашают свое название и девиз. Конкурс-блиц. Команды быстро отвечают на вопросы блиц-разминки. - Что такое Конституция? (основной закон страны) - Когда отмечается День Конституции? (12 декабря) - С какого возраста можно самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права? (18 лет) - Кто является Верховным главнокомандующим в РФ? (Президент) - Форма правления в России? (республика) - Назовите, как правильно называется наше государство? (Россия или РФ) - Назовите символы государства. (флаг, герб, гимн) - Кто несет ответственность за образование ребенка? (родители или законные представители) - Что такое референдум? (всенародное голосование, обсуждение) - Кто из граждан РФ обладает большими правами? (никто, все равны) - Может ли быть лишенным гражданства человек, изменивший Родине? (нет) - Кто является гарантом Конституции? (Президент) Конкурс 1. «Я знаю свои права» Командам раздаются карточки, на которых есть таблица прав. (Приложение 1) Ведущий: Ребята, заполните таблицу прав по группам. Конкурс 2. «Угадай термин!» Командам раздаются карточки, (Приложение 2) на которых написаны определения. Ведущий: Ваша задача быстрее соперников подобрать к каждому определению правильное слово и вписать в карточку. Список слов-подсказок прилагается. Список слов: Трудовой кодекс. Конвенция. Приговор. Преступление. Юридическая ответственность. Гражданские свободы. Презумпция невиновности. Кодекс. Конституция. Право. Вандализм. Демократия. Конкурс 3. «Конструктор» Командам раздаются карточки в конвертах с названиями государственных органов управления страной. Задача, как можно быстрее и правильнее составить схему. (Совет Федерации, Президент, Федеральное Собрание, Государственная Дума, Правительство РФ, Верховный Суд, Конституционный Суд, Высший Арбитражный Суд) Конкурс 4. «Я имею право» Каждая команда получает лист (Приложение 3) с набором прав, из которых нужно выбрать те, которые человек получает с: рождения, с 14 лет, с 16 лет, с 18 лет Конкурс 5. «Имею права и не только» Каждый из вас кроме прав имеет обязанности и с каждым годом их становится все больше и больше. Ваши права и обязанности как учеников прописаны в Уставе школы. Из предложенного перечня выберите, (Приложение 4) что относится к правам, а что к обязанностям обучающихся и распределите их в два столбика: 1. Получение бесплатного общего образования. (Право) 2. Получение дополнительных образовательных услуг. (Право) 3. Соблюдение устава школы. (Обязанность) 4. Бережное отношение к школьному имуществу. (Обязанность) 5. Уважение человеческого достоинства. (Право) 6. Добросовестно учиться. (Обязанность) 7. Выполнение требований работников школы. (Обязанность) 8. Уважение чести и достоинства обучающихся и сотрудников школы. (Обязанность) 9. Выбор формы образования. (Право) 10. Носить школьную форму. (Обязанность) 11. Посещать мероприятия в школе. (Право) 12. Не пропускать занятия без уважительных причин. (Обязанность) 13. Соблюдать ПДД и ППБ, а также технику безопасности. (Обязанность) 14. вести себя корректно на переменах и уроках. (Обязанность) Как вы видите, обязанностей у человека всегда больше чем прав. Конкурс 6. «Право в сказке» Команды получают текст Конституции РФ и отвечают на вопрос: Какие права нарушил тот или иной сказочный персонаж или какими правами воспользовался, опираясь на текст Конституции. (Приложение 5) Кощей Бессмертный из сказки «Царевна-лягушка» (нарушил право Василисы Премудрой на свободу, держал в плену) Лиса из сказки «Колобок» (нарушила право на личную неприкосновенность) Медведь из сказки «Теремок», волк из сказки «Три поросенка» (нарушили право на неприкосновенность жилища) Барон Мюнхгаузен, Карлсон, Колобок (воспользовались правом на свободу передвижения) Буратино, Знайка (воспользовались правом на образование) Звери из сказки «Айболит» (воспользовались правом на медицинскую помощь) Три поросенка и заяц из сказки «Лиса и заяц» (воспользовались правом на труд и частную собственность – построили избушки и владели ими) Конкурс 7. “Анаграммы” Команды получают контрольные листы (Приложение 6) Задание: за пять минут отгадать как можно больше анаграмм. Количество баллов зависит от числа отгаданных командой анаграмм. Конкурс 8. «Отгадай сказку» 1. В какой сказке одна дама использует добрый поступок своего мужа для обогащения и продвижения по служебной лестнице, но впоследствии теряет все из-за безмерной тяги к стяжательству»? («Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкин) 2. В какой сказке женщина неопределенных лет замышляет похитить чужого ребенка, используя для этого летательные аппараты, воспетые певцом и композитором Евгением Мартыновым? Одновременно в сказке решается проблема сбора урожая. («Гуси - Лебеди») 3. В какой известной сказке нарушено право ребёнка на сохранение индивидуальности? Ответ: «Гадкий утёнок». 4. В какой сказке известного французского сказочника нарушено право ребёнка на отдых и развлечение. Ответ: «Золушка». 5. В какой сказке главная героиня, воспользовавшись правом на свободу передвижения, совершила необыкновенное путешествие на водоплавающих птицах? Ответ: «Лягушка-путешественница». 6. Каким правом воспользовалась Настенька из сказки «Аленький цветочек», отправляясь во дворец к чудовищу? Ответ: «Право на свободу передвижения». 7. Какое право нарушила лиса из сказки «Лиса и заяц»? Ответ: право на неприкосновенность жилища. 8. Какое право нарушил волк из сказки «Волк и семеро козлят»? Ответ: право на жизнь. 9. Какое право нарушил Буратино, схватив Шушеру за хвост? Ответ: право на личную неприкосновенность. 10. Какое право главной героини было несколько раз нарушено в сказке «Дюймовочка»? Ответ: право на свободу вступления в брак. 11. Какое право Маугли в одноимённой сказке Киплинга постоянно пытался нарушить Шерхан? Ответ: право на жизнь. 12. Каким правом не воспользовался Буратино, продав азбуку за пять золотых? Ответ: правом на образование. 13. В этой сказке маленькую героиню преследовали неудачи. Несмотря на свободное передвижение, свободу слова и мысли, она подвергалась дискриминации, на ее жизнь было совершенно покушение, а ее бабушка лишилась права на неприкосновенность жилища. (Красная шапочка). 14. Герой этой сказки содержится в неволе. Он потерял сестру, на его жизнь покушались, нарушая его право на личную неприкосновенность и жизнь. (Козленочек) 15. Этот герой многих русских сказок постоянно нарушал права других персонажей: покушался на их жизнь, содержал в рабстве, подвергал жестокому обращению, посягал на неприкосновенность жилища, вмешивался в личную жизнь. Кто это? (Кощей Бессмертный) 16. Ему очень не везло в жизни: сначала он был собственностью одного человека, затем стал сыном другого. Разбойники не раз нарушали личную неприкосновенность этого героя, право на жизнь и свободу, попытались завладеть его имуществом. О каком герое идёт речь? (Буратино) Конкурс 9. «Право в песне» (Приложение 7) Ведущий: Послушайте песню. Звучит отрывок из песни: О каком праве в ней поётся?
Подведение итогов. Сегодня мы провели правовую игру. Наступает торжественный момент, когда наше жюри объявит команду-победительницу. Не зависимо от того, кто выиграл, а кто проиграл, мы с вами сегодня говорили о законах, и я надеюсь, эта игра помогла вам узнать не только свои права, но и обязанности, чтобы жить в этом мире в согласии. Главная цель нашего общества - создание правового государства. Путь этот непростой и нелёгкий. Мы с вами стоим вначале его. И от того, как мы знаем и соблюдаем права человека и Основной Закон государства, зависит наше будущее. Рефлексия. Пока жюри подводит итоги правовой игры, прошу вас дать свою оценку сегодняшнему мероприятию. Поднимите руки те, кто приобрел новые правовые знания на сегодняшнем уроке. А теперь те, кто вспомнил то, что уже знал из курса 6 и 7 классов. А теперь те, кому понравилась изучение правовых норм в форме игры. Подведение итогов игры и награждение. И в заключение нашей игры хочется сказать “Помните, пользуясь своими правами, надо уважать права других людей!”. Поступай с окружающими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой. Ведущий: Вот и закончилась наша игра. Спасибо всем участникам.
| ||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||
Дата последнего обновления страницы 04.02.2019 Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish» |